Главная
 
О Центре
 
Программы
 
Консультации
 
Семинары
 
Контакты

ОТЗЫВЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
о коррекционно-диагностической психолого-педагогической Программе
«Цицерон. ЛОГО диакорр 1»

Насырова Р.Р.
учитель-логопед ЦПМСС г. Сестрорецк

«Программа актуальна, очень интересна и конечно облегчит нашу работу. Я считаю, что программа необходима для обследования и коррекции детей. Спасибо большое»


Будрина В.В.
учитель-логопед школы № 324, Курортного р-на

«В настоящее время создание и использвание такой программы актуально, значимо, потому что она осуществляется с учетом дидактических принципов:

1. от простого к сложному
2. в игровой форме
3. принцип индивидуального подхода к ребенку
4. повторность упражнений, но с разными заданиями
5. интересного материала, доступного возрасту

В результате прослеживается система работы по диагностике разного уровня развития детей»


Клокова Т.В.
учитель-логопед, школы (VIII вида) № 565, Кировского р-на Санкт-Петербурга

«В современных образовательных учреждениях существует большая потребность в новых технологиях по развитию речи детей и других высших психических функций. С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличиваются и патологии усложняются. Новые программы значительно облегчат работу специалистов, заинтересуют детей, помогут им быстрее адаптироваться в учебном процессе и социуме. П моему программа «Цицерон. ЛОГО диакорр 1» - эта та программа, которая необходима каждому специалисту и в каждом образовательном учреждении».


Журавская А.С.
учитель-логопед ЦПМСС г. Сестрорецк

«Программа является очень интересной для специалистов всех уровней коррекционной работы. По моему мнению программа наиболее необходима для обследования новопоступивших в шклы, т.к. сейчас такие углубленные обследования не проводятся. Так же я считаю, что в программу стоит включить большее количество развивающих игр на оптико-пространственные представления, т.к. это наиболее актуально».


Перевозчикова В.А.
ст. логопед ЦПМСС, Курортного р-на, Санкт-Петербурга

«Программа очень актуальна для работы учителя-логопеда, а так же, на мой взгляд будет дополнением для специалистов службы сопровождения. Очень подробна программа обследования и подобранный к ней материал. «+» - современный подход, компьютеризированный. «-» - тратиться очень много времени на обследование. Но очень удобное и подробное заключение, помогающее выстроить логические коррекционные занятия»

отзыв 2
отзыв 3
отзыв 4

заключение специалистов школы

Значение компьютерной программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр» в образовательном проекте «Система комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития, совершенствования речи и высших психических функций у учащихся младшего школьного возраста специального коррекционного образовательного учреждения V вида с применением инновационных компьютерных технологий»

Павлова Л.Н. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 3 для детей с нарушениями речи Красногвардейского района, учитель-логопед Санкт-Петербург

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с направлением на гуманизацию, индивидуализацию, комплексность в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждающие к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

школа № 3
школа № 3

В ГСКОУ школе №3 для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида Санкт-Петербурга разработана «Программа развития» с 2005-2010 гг., предусматривающая развитие школы по адаптивной модели. В рамках реализации данной «Программы развития» логопедами нашего учреждения проводится экспериментальный Проект «Система комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития, совершенствования неречевых и речевых психических функций у учащихся младшего школьного возраста специального коррекционного образовательного учреждения V вида с применением инновационных компьютерных технологий».

Цель Проекта: Разработка и совершенствование научно-обоснованной системы комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития, совершенствования речи и высших психических функций у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи специального коррекционного образовательного учреждения V вида с применением инновационных технологий – профессиональным, программно-методическим комплексным продуктом «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1», «Цицерон. ЛОГОдиакорр 2.» [ООО «Цицерон», Санкт-Петербург].

Содержание (структура) Проекта.
Для решения поставленных целей и задач работа проходит в III этапа.

I этап «Диагностический» - с сентября по ноябрь.

Проводится психолого-педагогическое тестирование по пяти вышеуказанным методикам и программам. Цель I этапа: Оптимизация процесса (повышение эффективности) комплексной психолого-педагогической диагностики речевых и неречевых психических функций у учащихся начальной школы ГСКОУ V вида: получение индивидуального профиля медико-психолого-педагогического и социального развития ребенка; пакета документов для речевых дел. Планирование индивидуального целенаправленного коррекционно-развивающего маршрута психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося.

II этап «Коррекционно – развивающий» - в течение учебного года.

Цель 2 этапа: Повышение адаптивных возможностей ребенка – речевых, психологических, социальных путём коррекции, развития и совершенствования неречевых и речевых психических функций, в том числе и процесса чтения.

III этап «Аналитико-прогностический» – апрель – май.

Цель 3 этапа: Выявить динамику работы по коррекции, развитию и совершенствованию неречевых и речевых психических функций (в том числе и процесса чтения) на основе получения с помощью комплексной диагностики объективных статистических данных; определить ближний и дальний круг развития ребенка.

У поступающих в школу детей отмечается многообразие и сложность речевых дефектов, определенные особенности протекания психического развития, обусловленные наличием органических нарушений центральной нервной системы, часто сопровождающиеся общей соматической ослабленностью.

Для выявления структуры и механизмов дефекта при сочетанных тяжелых нарушениях речи и получения дополнительных, объективных данных об учащихся в нашем учреждении учителями-логопедами проводится комплексная диагностика с использованием инновационных компьютерных технологий:

1) Диагностика с помощью компьютерной комплексной психолого-педагогической коррекционно-диагностической программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1.». Специалист имеет возможность проведения разноуровневой диагностики неречевых и речевых психических функций: от скрининговой, мониторинговой и дифференциальной до углубленной, систематизированной, комплексной диагностики.

Программа предоставляет специалисту готовые разработанные игры, упражнения, а также анкеты с перечнем всех возможных ответов. Наличие в программе «Цицерон. ЛОГОдиакорр» блока статистической обработки полученных результатов помогает специалисту реализовать основную цель диагностики:

• получить объективный индивидуальный профиль медико-психолого-педагогического и социального развития ребенка,
• на основе полученных данных сформировать индивидуальный, целенаправленный маршрут психолого-педагогического сопровождения пациента.

2) Апробация методических разработок и статистики диагностической части Программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 2.» для создания оптимальных по форме и содержанию статистических таблиц и диаграмм речевого развития учащегося, профилей успешности чтения.

3) С помощью компьютерной программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1.» у 32 первоклассников осуществлялись коррекция, развитие, совершенствование неречевых и речевых психических функций:

• слухового и зрительного внимания (слуховых и зрительных установок и дифференцировок), восприятия, представлений, памяти, мыслительных процессов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса, моторики; слухо-моторных координаций; аналитико-синтетической деятельности;
• увеличение и активизация словарного запаса ребенка;
• подготовка глаз к чтению и письму;
• профилактика речевой, психологической и школьной дезадаптации;
• применение полученных навыков в системе адаптации ребенка к микро- и макросоциуму;
• волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости;
• формирование устойчивых навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации.

Итоги «Диагностического», «Коррекционно-развивающего» и «Аналитико-прогностического» этапов, выявление проблем, результаты.

школа № 3
школа № 3

По данному проекту прошли диагностику и коррекцию 32 первоклассника и 44 второклассника - только диагностику. После завершения специалистом курса комплексной психолого-педагогической диагностики (в конце I и III этапов), были проведены консилиумы (совместные МПП совещания) по каждому классу с участием учителей, специалистов службы сопровождения, членов ШМПК, администрации. На этих заседаниях обсуждались:

1 - результаты совместной комплексной диагностической и коррекционной работы;
2 - результаты каждого учащегося с предоставлением документов и объективной статистики об уровне развития его неречевых психических функций, психофизиологического состояния организма; сопоставлении этих показателей с уровнем развития устной, письменной речи, чтением, успешностью обучения.
3 - результаты класса в целом по тем же позициям, с рассмотрением диаграмм успешности;
4 - разрабатывались индивидуальные маршруты целенаправленного коррекционно-развивающего психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося;
5 - прогнозировалось дальнейшее развитие неречевых и речевых психических функций, психофизиологического состояния организма учащихся, обсуждалась их взаимосвязь и взаимодействие с уровнем развития устной, письменной речи, чтением, успешностью обучения.

На совместных МПП совещаниях рассматривались и обсуждались результаты комплексной диагностики. Применение инновационных технологий позволило получить объективные статистические данные – различные взаимодополняющие документы для личных дел учащихся.

Диагностика с помощью компьютерной комплексной психолого-педагогической коррекционно-диагностической программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1.» предоставляет результаты тестирования в виде статистически обработанных индивидуальных и групповых отчетов.

Индивидуальные отчеты представлены:

1) Документом «Речевая карта», включающим: анкетные данные, данные о семье, анамнез; результаты и выводы по итогам обследования неречевых психических функций:

«Речевая карта»

2) Отчетом «Диаграмма оценок», набранных ребенком при прохождении диагностики, являющимся индивидуальным профилем медико-психолого-педагогического и социального развития ребенка.

«Диаграмма оценок»

3) Отчетом «Сравнение диаграмм оценок» - диаграммой, представляющей собой индивидуальный профиль динамики психолого-педагогического развития ребенка, сравнивающий его балльные оценки за два любых диагностических курса (из нескольких, проведенных специалистом):

«Сравнение диаграмм оценок»

4) Отчетом «Сравнение диагностических карт» - таблицей, содержащей сравнение текстовых выводов-анкет, полученных ребенком при прохождении двух выбранных специалистом диагностических курсов (из четырёх возможных). В данный отчёт выводятся только те разделы, по которым наблюдается динамика:

«Сравнение диагностических карт»

Групповые отчеты представлены в виде таблиц:

1) «Списочный отчет» - представляет собой список учащихся, прошедших курс диагностики и коррекции за выбранный период, с указанием возраста, логопедического заключения, сопутствующих диагнозов, количества пройденных диагностических и коррекционных курсов с указанием динамики по курсам в баллах:

«Списочный отчет»

2) «Сводный отчет по диагнозам» - представляет собой список пациентов прошедших курс диагностики (коррекции) за выбранный период, с указанием их речевых и сопутствующих диагнозов (неврологических, соматических, группы здоровья) (см. табл. №1.)

Таблица № 1. Сводный отчет по диагнозам (учащихся первых классов ГСКОУ №3

Сводный отчет по диагнозам (учащихся первых классов)
за период с 11.03.2007 по 01.03.2008
Прошли курс диагностики всего: 32 чел.
Прошли курс коррекции всего: 32 чел.
Из них с диагнозами:
Заключения специалистов
Кол-во  учащихся
Таблица № 1.Статистика речевых и сопутствующих нарушений у учащихся начальных классов ГСКОУ №3.

  Заключения специалистов
Кол-во  учащихся
Кол-во  учащихся
(в %)
Логопедические заключения Общее недоразвитие речи I уровня
2
78%
Общее недоразвитие речи II уровня
1
Общее недоразвитие речи III уровня
21
Общее недоразвитие речи IV уровня
1
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР)
25
78,12%
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)
23
71,87%
Дислалия
1
3,12%
Дизартрия
26
81,25%
Ринолалия
3
9,37%
Алалия
0
0%
Выход из алалии
5
15,62%
Нарушения темпо-ритмических характеристик речи
2
6,25%
Нарушения голоса
0
0%
Дисграфия
1
3,12%
Аграфия
0
0%
Дизорфография
1
3,12%
Дислексия
1
3,12%
  Алексия
0
0%
Медицинские заключения  
Нервно-психические заболевания: Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
15
46,87%
Минимальная мозговая дисфункция (ММД)
6
18,75%
Резидуальное органическое поражение центральной нервной системы (РОПЦНС)
4
12,5%
Детский церебральный паралич (ДЦП)
0
0%
Задержка созревания ВПФ
28
87,5%
Сенсомоторная недостаточность
32
100%
Хронические соматические заболевания: Кардио-патология
3
9,37%
Бронхо-легочная патология
3
9,37%
Патология опорно-двигательного аппарата
21
65,62%
Эндокринная патология
1
3,12%
Офтальмо-патология
6
18,75%
Сурдо-патология
1
3,12%
ЛОР-патология
14
43,75%
Урологическая патология
2
6,25%
Группа здоровья I
0
0%
II 
22
68,75%
III 
8
25%
IV, инвалид с детства
2
6,25%

2) Диагностика с помощью компьютерной комплексной психолого-педагогической коррекционно-диагностической программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 2.» предоставляет результаты исследования речевых психических функций учащихся (в т.ч. успешности чтения) в виде статистических индивидуальных и групповых отчетов, аналогичных по форме представленным в первой части программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1», по разделам:

• фонематическое восприятие;
• звуко-слоговая структура;
• мимическая моторика;
• артикуляционная моторика;
• звукопроизношение;
• фонематический анализ-синтез, представления;
• слоговой анализ-синтез, представления;
• языковой анализ-синтез, представления;
• лексико-грамматический строй (импрессивная речь);
• лексико-грамматический строй (экспрессивная речь);
• самостоятельная связная речь.

Практическая значимость исследования состоит в том, что система комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития, совершенствования неречевых и речевых психических функций с применениемкомпьютерной комплексной психолого-педагогической коррекционно-диагностической программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр» у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в специальном коррекционном образовательном учреждении V вида даёт возможность коллективу учителей и специалистов:

  1. проводить разноуровневую диагностику речевых и неречевых психических функций (углубленную, систематизированную, комплексную; скрининговую; мониторинг; дифференциальную);
  2. получить объективные и всеобъемлющие результаты исследования проблем и особенностей развития учащихся, более точно и полно выявляющие структуру дефекта и механизмы его формирования при сочетанных тяжелых нарушениях речи в виде индивидуального объективного профиля психолого-педагогического развития не только каждого ребенка, но и выбранной группы пациентов;
  3. сопоставить полученные по нескольким диагностикам результаты обследования учащихся (уровень биологического ресурса, адаптивных возможностей, сформированности учебных умений, развитости неречевых и речевых психических функций учащихся);
  4. точнее, целесообразнее выстроить и спланировать индивидуальный целенаправленный коррекционно-развивающий маршрут психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося (в т.ч. для организации коррекционного обучения чтению);
  5. проследить динамику коррекционно-диагностических результатов занятий каждого ребенка и выбранной группы пациентов;
  6. разработать более полные, исчерпывающие рекомендации специалистам службы сопровождения, учителям, воспитателям для организации правильной стратегии и тактики согласованной работы всех звеньев образовательного процесса по индивидуальному сопровождению и поддержке каждого ребенка;
  7. оптимизировать процессы диагностики и коррекции тяжелых сочетанных речевых нарушений; сократить сроки формирования новых учебных навыков и реабилитационного процесса;
  8. облегчить процесс ведения документации: речевых карт; перспективного планирования; годовых отчетов;
  9. оптимизировать работу специалиста при проведении консультаций, консилиумов, совещаний, родительских собраний; научно-исследовательской работы;
  10. организовать и провести в течение года мониторинг и анализ эффективности коррекционно-развивающей работы специалистов службы сопровождения на основе статистических данных;
  11. обеспечить высокий уровень мотивации учащихся на всех этапах работы;
  12. помочь в создании условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта обучения.

Применяемые в Проекте инновационные компьютерные технологии - комплексные психолого-педагогические коррекционно-диагностические программы «Цицерон. ЛОГОдиакорр 1.» и «Цицерон. ЛОГОдиакорр 2.» дают возможность специалистам службы сопровождения и учителям в своей диагностической и коррекционно-развивающей работе учитывать интеллектуальные, психосоматические, психо-эмоциональные особенности развития каждого ребенка, модулируя различные методики коррекционного обучения под индивидуальный профиль развития ребенка.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика помогает организовать и обеспечить единое документальное информационное пространство, в котором возможно практическое интегрированное взаимодействие специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, врачей), учителей, воспитателей не только в рамках одного учреждения, но и в рамках района, города, области.

Таким образом, внедрение инновационных компьютерных технологий в образовательный экспериментальный Проект по разработке «Системы комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития, совершенствования речи и высших психических функций у учащихся младшего школьного возраста СКОУ V вида» представляет собой попытку не только комплексно реализовать одну из сторон концепции адаптивной модели школы, но является одним из ведущих условий обеспечения нового уровня и качества образования.

Литература

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем – М.: Медицина, 1975.
  2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия – М.: Медицина, 1981.
  3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей (1 часть) – СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 1993.
  4. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи (3 часть) – СПб., РГПУ им.А.И.Герцена, 1993.
  5. Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-ти томах / ред. Запорожец А.В. – М., 1982.
  6. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1949.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961.
  8. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия.-М.: Медицина,1990.
  9. Диагностика и коррекция речевых нарушений // Методич. материалы научно-практической конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н.Н.Трауготт – СПб.: ГУ, 1997.
  10. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста // методические рекомендации – СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 1998. – С. 5-9.
  11. Егоров Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения // в кн.: Психология овладения навыком чтения. – М.1953.
  12. Жинкин М.И. Механизмы речи – М.: Наука, 1982.
  13. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте – М.: Медгиз, 1962.
  14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия – Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1985.
  15. Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // в кн. Основы теории и практики логопедии / под. Ред Р.Е.Левиной. – М., 1968. – С. 166-190.
  16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – Спб.: ИД «МиМ», 1997 – 286 с.
  17. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
  18. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.
  19. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
  20. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.– Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие.- СПб.: Союз, 2001.- 224 с.
  21. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии – М.: Просвещение, 1968.
  22. Логопедия / ред. Волкова Л.С. – М., 1989.
  23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных нарушениях мозга – М.: МГУ, 1962.
  24. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М.: Просвещение, 1977.
  25. Павлова Л.Н.  Применение инновационных компьютерных технологий для организации диагностики и коррекционного обучения чтению учащихся младших классов. // в сб. материалов конференции «Возможности использования технологии развивающего чтения для формирования навыков перцептивно-смысловой обработки текстов у младших школьников», СПб, 2008.
  26. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. «Компьютерный программный коррекционно-диагностический комплекс «Цицерон. ЛОГО диакорр» /Санкт-Петербург, Приоритет № Д-4-2570, № Д-4-2571 от 09.06.2006 г. 
  27. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. «Компьютерный программно-аппаратный комплекс  для диагностики и коррекции речи и функционального состояния организма человека «Цицерон. ЛОГО-БОС» / Санкт-Петербург, Приоритет № Д-4-2572 от 09.06.2006 г. 
  28. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. «Программа диагностики, коррекции, развития и совершенствования речи и функционального состояния организма человека с применением метода биологической обратной связи и компьютерной программы «Cardio 2.1. Logo» / секция коррекционной педагогики, Протокол № 02 от 01.03.2007 / СПб АППО // рекомендовано к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (№ 04-836/0.0. от 09.03.2007)  2007.- 83 с. 
  29. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. «Программа диагностики, коррекции, развития и совершенствования высших психических функций и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением комплексной компьютерной коррекционно-диагностической Программы «Цицерон. ЛОГО диакорр» / секция коррекционной педагогики, Протокол № 05 от 23.04.2007 / СПб АППО // рекомендована к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (протокол за № 04-2191/0.0. от 24.05.2007г.) 2007..- 73 с.    
  30. Теречева М.Н., Павлова Л.Н. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Компьютерная комплексная психолого-педагогическая коррекционно-диагностическая Программа «Цицерон. ЛОГО диакорр 1» / №2008610829 от 18.02.2008 г.
  31. Хватцев М.Е. Логопедия. 4-е изд. – М.: Учпедгиз, 1951.


Контакты:
тел.: 8 (911) 298-84-97, 8 921) 572 85 98
E-mail: ciceronpress@mail.ru
Фактический адрес: 195196, Санкт-Петербург, ул. Громова, д.4
Деловой центр «Громов», офис № 225, для ООО «ЦДППССР «ЦИЦЕРОН».

 
 
(С) ООО "Цицерон" 2007 - Designed by Styokla.Ru - Last update: 30.03.2021 19:11
 
 
Рейтинг@Mail.ru
www.copyright.ru